консультации

КОНСУЛЬТАЦИЯ ПО ТВЁРДОЙ ВЫСОКОВОЛЬТНОЙ ИЗОЛЯЦИИ, ИЗГОТАВЛИВАЕМОЙ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО СПОСОБОМ ВАКУУМНАГНЕТАТЕЛЬНОЙ ПРОПИТКИ (ИЗОЛЯЦИЯ ВАРИАНТОВ МОНОЛИТ: МОНОЛИТ-1, МОНОЛИТ-2, МОНОЛИТ-3, МОНОЛИТ-4 И Т. Д.)

Консультант, Окнин Николай Сергеевич, кандидат технических наук, специальность – электроизоляционная и кабельная техника, принимал непосредственное участие в разработке, исследовании, испытании и внедрении изоляции Монолит на всех крупных отечественных электромашиностроительных заводах и ряде ремонтных предприятий.

Специалисты, занимающиеся вопросами разработки, изготовления, испытания и эксплуатации электрических машин и аппаратов, в которых применена высоковольтная твердая изоляция, часто сталкиваются со многими проблемами, разрешение которых требует специфических знаний, которые трудно найти в существующей технической литературе.

Согласно имеющейся у консультанта практике к таким проблемам можно отнести следующее:

– выбор системы изоляции при проектировании специзделий, особенно применительно к нетрадиционным случаям эксплуатации (например, высокая температура, высокое или, наоборот, низкое давление окружающего газа, высокая влажность, высокая радиация, нахождение непосредственно в морской воде под большим давлением, постоянное высокочастотное и импульсное напряжение и т. д.). Как правило, проектанты желают, чтобы их изделие имело вполне определённый ресурс, причём достаточно большой – в течение нескольких десятков тысяч часов, и желательно при минимальной стоимости изготовления;

– применительно к новым изделиям: разработка оптимальной конструкции и технологии изготовления системы изоляции проектируемых изделий. Этот раздел включает в себя много вопросов, которые касаются выбора используемых материалов, выбора оптимальных режимов изготовления, проектирование и изготовление оснастки, разработка мероприятий, которые обеспечивали бы требуемое качество изготавливаемого изделия и т. д.;

– применительно к изготавливаемым изделиям: оценка уровня технологии изготовления системы изоляции. В процессе изготовления таких изделий иногда случаются сбои в технологии их изготовления, что приводит к появлению в изоляции скрытых дефектов, которые не выявляются заводскими контрольными испытаниями (которые не всегда являются эффективными), и которые преждевременно проявляются в процессе эксплуатации и приводят к значительным материальным затратам. Обычно в таких случаях создается специальная комиссия из специалистов завода-изготовителя и эксплуатирующей организации. Поскольку они часто не приходят к какому-то одному решению, то привлекают стороннего независимого специалиста. Настоящему консультанту неоднократно приходилось участвовать в таких комиссиях;

– оценка остаточного ресурса изоляционной системы дорогостоящих электрических машин, когда они отработали длительный срок эксплуатации. Это наиболее трудный случай, поскольку работающую машину нельзя подвергать жестким контрольным испытаниям, например, высоковольтным, так как сами эти испытания только ускоряют процесс разрушения изоляции. В данном случае приходится оперировать изучением всей предыстории данной машины, начиная с момента её изготовления и заканчивая историей её эксплуатации. В случае достаточно представительного количества однотипных таких машин возможным является проведение испытаний на остаточный ресурс. Такие испытания являются достаточно длительными и дорогостоящими, и на их проведение редко кто соглашается;

– испытание разрабатываемой изоляции на ресурс и класс нагревостойкости. Такие испытания являются длительными и дорогостоящими, если их выполнять в соответствии с действующим стандартами. Часто специалисты по электрической изоляции не совсем понимают трудность выполнения этой работы. Для получения достоверных результатов таких испытаний, которые являются ускоренными, прежде чем начинать проводить основные испытания на ресурс или нагревостойкость, необходимо сначала провести предварительные испытания (тоже длительные) по изучению закономерности старения изоляции от каждого нагрузочного фактора в отдельности. Только зная такие закономерности, можно рассчитать степень ускорения при проведении основных испытаний;

– появление специфических признаков ненормальной работы машины в процессе эксплуатации, особенно в начальном её периоде, выявление причин появления таких ненормальностей и возможные способы их устранения. Наиболее часто к таким случаям относятся повышенный уровень ионизации или даже коронирования, что сопровождается шумом, свечением (хорошо обнаруживаемым в темноте) и выделением озона.

Настоящий консультант готов принять посильное участие по всем вышеперечисленным вопросам.